10 фактов о небинарных людях в истории

«87 гендеров»

…это уже стало мемом. Точнее — стигматизирующей шуткой. Говорят, «это всё придумано в 21 веке ради толерантности», что попросту обесценивание небинарного опыта. Нет, разнообразие гендерных идентичностей не стало открытием или выдумкой, потаканием моде или чем-то ещё вынужденным, это — исторически сложившаяся практика, традиция.

Женя Исетских, волонтёр_ Ресурсного центра для ЛГБТ детально подошли к изучению небинарных идентичностей в истории с самых ранних её времён, провели лекцию, и к сегодняшнему Дню видимости небинарных людей подготовили для вас 10 фактов, о которых вы могли не знать.

Иллюстрация: Shutterstock (Michelle_C)

Что такое «небинарный гендер»?

Это любая идентичность, выходящая за рамки М или Ж.

Индийская культура.

1.В основополагающей работе индуистского права, написанной около двухсот лет до нашей эры, упоминаются три биологических пола. Работа по санскритской грамматике того же периода говорит о трёх грамматических родах, которые являются их отражением.

Все три пола в древней индийской культуре существовали на равных и равноценно были отражены в разных сферах, таких, как право, наука и искусство.

2. В эпической поэме «Рамаяна» есть эпизод, в котором герой Рама отправляется в изгнание в лесу. На полпути он обнаруживает, что большинство жителей его родного города следовали за ним. Он сказал им: «Мужчины и женщины, поверните назад», и с этим те, кто были «ни мужчинами, ни женщинами», не знали, что делать, поэтому они остались там.

Когда Рама вернулся из ссылки несколько лет спустя, он обнаружил их, и благословил, сказав, что будет день, когда они тоже будут участвовать в управлении миром.

3. Сейчас в Индии существует сообщество хиджра. Представитель_ницы этой касты не могут жить ни как мужчины, ни как женщины и поэтому живут как «третий гендер». Первой транс-персоной из региона Азии и Тихого океана, выступившей в ООН, стала хиджра-активистка Лакшми, это произошло в 2008 году.

Во время очередной переписи населения в Индии хиджра потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как «мужчины» или «женщины», и в 2014 году Верховный суд Индии постановил их право на гендерную самоидентификацию.

Флаг, обозначающий небинарные идентичности

Камчатка

4. Согласно книге Степана Крашенинникова «Описание земли Камчатки», изданной в 1755 году, до христианизации у камчатских коренных народов существовало пять гендеров. Общество других представителей так называемой арктической расы, инуитов, канадские антропологи описывают как состоящее из трех основных гендерных категорий: мужчин, женщин и шаманов, которые не являются ни теми, ни другими.

По инуитским представлениям, человек, преодолевший границу мужского и женского, оказывается способным преодолевать и любые иные границы, становясь посредником между человеком и не-человеческим. Согласно одному из мифов о появлении современного человечества, после крупной катастрофы именно двое шаманов вновь подарили жизнь человеческой расе.

Северная Америка

5. Племена и общины Северной Америки, которые по-прежнему живут согласно традициям, используют для гендерно-вариативных людей слова из собственного языка и отвергают термин «бинарный». В 1990 году был создан зонтичный термин «two-spirits» призванный стать определением для квир-персон среди коренных американцев. Хотя он подразумевает некую духовную природу того, что в одном человеке соединяется и мужское и женское, люли традиционных племен рассматривают это как западный концепт.

Элис Бек Кехоу, феминистка и антропологиня, пишет: «На конференции, на которой была создана книга «Люди двух духов», я слышала как несколько коренных американцев идентифицируют себя ни как «мужчины», ни как «женщины», и тем более не как пара в одном теле. Так же они не сообщали о предположительной дуальности в одном теле как о распространенном концепте среди обществ резерваций. Скорее, люди признавали свою озадаченность западной склонности к дихотомии».

Мезоамерика

6. Древняя цивилизация майя и другие народы Мезоамерики, как мы можем предположить, признавали третий гендер. Первые исследователи чувствовали необходимость выйти за рамки двухгендерной системы для обсуждения доиспанских культур, потому что ольмеки, ацтеки и майя понимали «больше двух типов тел и больше двух видов гендера».

Согласно исследованиям антропологини Розмари Джойс, «гендер был текучим потенциалом, а не чем-то статичным до того, как испанцы пришли в Мезоамерику». Как и у народов Северной Америки, гендерный статус был предметом полностью свободного выбора. Право на самоопределение в различных вопросах находилось в центре традиционной системы воспитания. Детские тренировки и ритуалы формировали, но не устанавливали гендер взрослого, который включал больше вариантов, чем «мужчины» и «женщины».

Персона

7. Одним_и из известных небинарных персон является Народный всеобщий друг (1752–1819). Друг был_и проповедник_ом и путешествовал_и по всей восточной части Соединенных Штатов, проповедуя теологию, основанную на теологии квакеров, которая активно выступала против рабства.

Друг полагал_и, что был_и возвращены к жизни Богом после тяжелой болезни в возрасте 24 лет с новым духом без гендера. Друг отказал_ись называться по имени, данном при рождении, даже в юридических документах и настаивал_и на том, чтобы Друга не называли местоимениями.

Последователи уважали эти пожелания, избегая гендерированных местоимений даже в личных дневниках и ссылаясь только на «Общедоступного универсального друга» или на короткие формы, такие как «Друг» или «PUF». Друг носил_и обычно одежду черного цвета, которую современники называли андрогинной.

Англия

8. В блоге редактора словаря Merriam Webster говорится: «В 17-м веке в английских законах о наследовании иногда упоминались люди, которые не соответствовали бинарному гендеру, и при этом использовалось местоимение it, которое, хотя и дегуманизировало их, считалось наиболее грамматически подходящим».

«They» было стандартным нейтральным местоимением для единственного числа в английском языке в течение сотен лет, до 1745 года. Тогда специалисты по грамматике начали говорить, что это больше не приемлемо. Их аргументация заключалась в том, что нейтральные местоимения не существуют на латыни, которая считалась лучшим языком, поэтому английский язык также не должен их использовать. Вместо этого они стали рекомендовать использовать «он» как гендерно-нейтральное местоимение.

В 1980-х и 1990-х годах Майкл Спивак использовал в своих книгах по математике гендерно-нейтральные местоимения «E, Emself», чтобы не указывать гендер человека. То же или подобное местоимение было ранее придумано независимо от него другими людьми. Из-за того, как Спивак популяризировал эти местоимения, они вскоре стали известны в сети интернет как «местоимения Спивака».

9. В английском языке существует гендерно-нейтральное обращение Mx. Хотя самое раннее известное упоминание о нём было в журнальной статье в 1977 году, согласно некоторым источникам, оно использовалось еще в 1965 году.

День видимости

10. День видимости небинарных людей отмечается с 2012 года и приходится ровно на середину между 8 марта и 19 октября — Международным днем мужчин.

***

Мы не всегда знаем идентичность людей рядом с нами, не можем предугадать как обращаться к окружающим корректно, чтобы не обидеть. Всё просто — руководствуйся принципом «не предполагай, лучше спроси». Просто спроси «как к тебе обращаться» и соблюдай это, не оспаривая и не выспрашивая. Это поддержит небинарных людей.

***

Хотите поддержать работу Ресурсного центра для ЛГБТ деньгами? Жмите.