77,77% наших подписчи_ц так или иначе сталкивались с этими вопросами. Wonderzine собрали 6 советов, которые помогут подготовиться к тому, чтобы начать жить открыто — делимся.
Конечно, единого способа нет — как именно и перед кем делать каминг-аут (и делать ли вообще!) каждый решает сам. «Нужно понимать, что каминг-аут — это очень широкое понятие и нет какого-то „правильного“ или „неправильного“ каминг-аута, и отталкиваться уже от этого, — отмечает шеф-редактор «Парни ПЛЮС» Виталий Беспалов. — На мой взгляд, существует две формы каминг-аута — „революционная“ и „эволюционная“». «Революционный» вариант, по словам Беспалова, подразумевает, что человек заявляет о своей идентичности сразу, резко и всем — например, пишет пост в соцсетях или собирает знакомых и друзей в одном месте, скажем, на день рождения. «Это ярко, красиво, здорово, но далеко не всем подходит, — отмечает Виталий. — То, что я называю „эволюционным“ каминг-аутом, — это когда человек скрывает, например, ориентацию, но постепенно увеличивает количество близких, которые знают правду. Сегодня он или она рассказывает об этом брату, через неделю — родителям, через две недели — друзьям, узнаёт всё больше людей. Таким образом, постепенно, спустя год, два, три, пять знает подавляющее большинство, и человек живёт совершенно спокойно». Британская организация Stonewall советует помнить, что каминг-аут не обязательно должен распространяться сразу на все сферы жизни человека — и не стоит давить на себя.
Виталий Беспалов отмечает, что то, каким именно будет каминг-аут, зависит от массы факторов: «Начиная с того, в каком городе ты проживаешь, в каком обществе находишься (каминг-аут в городе на 50 тысяч человек, и каминг-аут в Москве — это два разных каминг-аута), какие люди тебя окружают и догадываются ли они о ситуации».
Это один из самых важных вопросов, касающихся каминг-аутов: учитывая уровень гомофобии и трансфобии в обществе, говорить о своей ориентации и гендерной идентичности порой может быть попросту небезопасно. «Помните, что вы никому не обязаны делать каминг-аут — если вы чувствуете себя небезопасно физически или психологически, вероятно, „выход из шкафа“ стоит отложить, — говорит соосновательница ЛГБТ-зина «Открытые» Саша Казанцева. — Например, в России многие открываются родственникам уже после того, как начинают жить отдельно и обретают финансовую независимость. Хотя в то же время есть принимающие родители, которые сразу готовы поддерживать своих гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных детей».
«Невозможно дать универсальный совет, но чаще всего речь идёт о каминг-аутах в семье — это может быть наиболее рискованная и тяжёлая зона, — отмечает руководительница психологической службы ЛГБТ-инициативной группы «Выход» и Российской ЛГБТ-сети, кандидат психологических наук Мария Сабунаева. — Никто не знает за вас, какая у вас семья, насколько она функциональная или дисфункциональная. Если в этой семье принято бить и нарушать закон по отношению друг к другу, вас могут выгнать на улицу или сделать ещё что-то в этом роде, подумайте, действительно ли вам нужно делать каминг-аут именно сейчас, именно перед этими людьми. Не для того, чтобы запретить себе делать его — решите, насколько вы вообще готовы допустить именно этих людей в свою личную жизнь и не рискованно ли это».
Мария Сабунаева считает, что перед разговором очень важно оценить риски для жизни и здоровья (например, могут ли вас избить), не угрожает ли что-то вашему благополучию — например, если вам негде будет ночевать или вы останетесь без средств к существованию (если родители содержат вас или, например, оплачивают обучение). Экспертка говорит, что, оценивая риски, можно подготовить и плацдарм для отступления: «Например, заранее поговорить с друзьями, чтобы понять, что вы можете у кого-то остаться. Может быть, вы можете заранее собрать какие-то основные вещи. Это очень похоже на инструктаж жертв домашнего насилия — к сожалению, каминг-ауты часто вызывают в ответ насильственные действия, и поэтому мы вынуждены инструктировать людей, как если бы они подвергались насилию».
Мария Сабунаева добавляет, что помимо физического возможно и психологическое насилие, на вас могут давить, шантажировать, доводить до слёз и так далее — и в этом случае тоже важно понимать, где искать поддержку. «Может быть хорошо до каминг-аута понять, есть ли в вашем городе специальные организации, можно ли записаться туда к психологу, есть ли возможность пойти на группу поддержки, есть ли возможность позвонить по телефону горячей линии. Например, такая линия есть в Российской ЛГБТ-сети, она работает каждый день с трёх до девяти часов по московскому времени. Есть ли друзья или подруги, которые поддержат вас, если что-то пойдёт не так или на вас будут давить. Есть ли у вас пути отступления на случай, если психологическое давление будет слишком сильным. Есть ли возможность, например, не оставаться в квартире, как-то закрыться в своей комнате, или вам не дадут этого сделать. Любым образом защищайте своё пространство», — добавляет она.
«Я, конечно, выступаю за то, что каминг-аут — это здорово, но существует масса ситуаций, когда, возможно, с этим стоит подождать, — соглашается Виталий Беспалов. — Если говорить о своём опыте, я жил в трёх городах — в первом было 100 тысяч населения, вторым был почти миллионник, а третьим — Санкт-Петербург. Сделать каминг-аут в первом городе было бы очень сложно, и последствия могли бы быть самыми разными. Делать каминг-аут в миллионнике гораздо проще».
Виталий Беспалов отмечает, что кому-то может быть проще и безопаснее сделать каминг-аут на расстоянии, после переезда из маленького города в город побольше. «Когда ты находишься в более безопасном пространстве, когда у тебя есть работа и ты самостоятельно зарабатываешь на жильё, то даже если родители скажут „Ты нам больше не сын (не дочь)“, то по крайней мере, тебя не закроют дома и не побьют. Каминг-аут сделать никогда не поздно», — считает он.
Отдельный вопрос, требующий внимания, — социальные сети: подумайте, может ли информация о вашей идентичности через них добраться до кого-то, кто может вам навредить. Виталий Беспалов предупреждает, что не стоит делать каминг-аут в соцсетях, если вы живёте в небольшом городе: «Это красивый жест, красивый каминг-аут, но это будет необратимо — даже если ты через два часа удалишь пост, в каких-нибудь группах „Подслушано“ „ВКонтакте“ появятся скриншоты. Все друг друга знают, и это может быть реально опасно».
Каминг-аут — непростой шаг, и вы имеете полное право попросить о помощи — дружеской или профессиональной. «Можно предварительно обсудить готовящийся каминг-аут с близким человеком, который уже в курсе вашей идентичности, или бесплатно проконсультироваться с психологом в ЛГБТ-организации. Специалистка или специалист помогут вам спланировать разговор, учесть возможные подводные камни, подстраховаться там, где это может потребоваться», — говорит Саша Казанцева.
Помимо подруг и друзей, знакомых с вашей ситуацией и способных поддержать вас, вы всегда можете обратиться за профессиональной помощью — к ЛГБТ-френдли психологу, понимающему специфику каминг-аутов в России, или в ЛГБТ-организацию. «Получить бесплатную психологическую консультацию вы и ваши родственники можете в московском „Ресурсе“ и Московском комьюнити-центре, питерских „Выходе“ и „Действии“, екатеринбургском Ресурсном центре, пермском „Радужном мире“, филиалах „ЛГБТ-сети“ в разных городах, — говорит Казанцева. — Если вы живёте в другом городе — в этих организациях вы можете узнать контакты местных ЛГБТ-френдли специалистов или просто поговорить с психологом по скайпу».
Как и с любым непростым и эмоциональным разговором, к каминг-ауту лучше готовиться заранее — хотя бы примерно продумать, что вы будете говорить, чтобы не растеряться. Стоит продумать форму (личная встреча или, например, письмо) и удобное время для разговора — поговорить обо всём на бегу, скорее всего, не получится.
Кроме того, эксперты советуют быть готовым к тому, что те, перед кем вы открываетесь, не обязательно хорошо понимают темы гендерной идентичности и сексуальной ориентации — а значит, возможно, вам придётся отвечать на вопросы и что-то им объяснить. «Понятно, что такой разговор связан с волнением, эмоциями. Но сразу нужно представить, какие вопросы последуют, и продумать ответы на них, — говорит Виталий Беспалов. — Чаще всего спрашивают об одном и том же. Например: „Ой, а давно это у тебя?“, „Ой, а ты не пробовал с девушкой / не пробовала с парнем?“, „А как ты понял (-а)?“ Это достаточно простые вопросы, и нужно заранее представить, что ты на это ответишь. Гетеросексуальные люди не обязательно знают всё об ЛГБТ».
Организация Gendered Intelligence советует помнить, что после каминг-аута близким трансгендерного человека может потребоваться время на то, чтобы привыкнуть к правильным местоимениям и терминам — особенно если они мало разбираются в вопросах гендера. Это, конечно, не значит, что вы должны мириться с мисгендерингом — речь скорее о том, чтобы договориться о каком-то «переходном» временном промежутке, чтобы перестроиться.
Помните, что заявление о своей идентичности — не то, чего вам стоит стыдиться. «Не нужно оправдываться, — говорит Виталий Беспалов. — Нужно объяснять, просвещать, но не вставать в позицию человека, который сделал что-то ужасное».
«Помните, что вы имеете полное право на каминг-аут, потому что в каминг-ауте нет ничего „неправильного“, — считает Мария Сабунаева. — Каминг-аут — это совершенно нормальное действие. Честно говоря, если бы не было такой атмосферы в обществе, его не надо было бы называть специальным словом. Специальное слово мы используем, пока есть гомофобия и трансфобия. Мы имеем право называть себя как хотим, обозначать свою идентичность и сообщать о ней другим людям и ожидать от них спокойной реакции — а если они реагируют нездорово, то мы имеем полное право защищаться любым образом».
Текст: Александра Савина
Фото: Andriy Nekrasov — stock.adobe.com
***
Хотите поддержать работу Ресурсного центра для ЛГБТ деньгами? Жмите.
Ваш заказ:
Радужная ленточка
Спасибо!
Ваш заказ отправлен.
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
Спасибо, что поддерживаете нас!